Меню

31 октября 2015 г.

Авторское чтение стихотворений (голос А. А. Ахматовой)


Анна Ахматова. "Клеопатра"

(Источник: http://www.staroeradio.ru/audio/10257)



Анна Ахматова. "Летний сад"

(Источник: http://www.staroeradio.ru/audio/12501)



Анна Ахматова. "Муза"

(Источник: http://www.staroeradio.ru/audio/12318)



Анна Ахматова. "Не тайны и не печали..."

(Источник: https://songhouse.me/s/45353408-Anna_Ahmatova_-_Ne_tajny_i_ne_pechali_chitaet_avtor/)



Анна Ахматова. "Небывалая осень"

(Источник: https://my.mail.ru/music/songs/%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80-57f4f053213a8bdfd53a163de3c944d8)



Анна Ахматова. "Поэт"

(Источник: https://teatr.audio/ahmatova-anna-poet_2)



Анна Ахматова. "Дыхание гвоздики"

(Источник: http://www.staroeradio.ru/audio/12313)



Анна Ахматова. "Мне ни к чему одические рати..."

(Источник: http://www.staroeradio.ru/audio/12344)





Максимилиан Александрович Волошин (Волошин-Кириенко) (1877 - 1932). Краткая биографическая справка

 

Русский поэт, переводчик, литературный критик, художник-пейзажист.

Родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве в семье юриста, коллежского советника. Вскоре после рождения сына между родителями произошёл разрыв. Отец ушёл из семьи, сын остался с матерью и на протяжении всей жизни сохранял с ней хорошие отношения.

Детство Максимилиана прошло в Таганроге. В 1881 году отец сына умирает, и мать с сыном переезжает в Москву. На протяжении 6 лет мальчик обучался в московских гимназиях. В 1893 году семья переехала в Коктебель, а в 1987 году в Феодосии Максимилиан окончил гимназию.  
Природа Крыма произвела на Максимилиана большое впечатление и нашла отражение во многих его стихотворениях. В 1987 году М. Волошин поступает в Московский университет на юридический факультет. Правда за участие в студенческих волнениях был исключен с правом восстановления, но восстанавливаться не стал.

В 1899 и 1900 гг. много путешествовал по Европе. Побывал в Италии, Швейцарии, Франции, Германии, Австрии, Греции. Во Франции слушал лекции в Сорбонне, брал уроки живописи и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой. Несколько месяцев странствовал по Средней Азии, даже В 1900 г. в составе экспедиции несколько месяцев странствовал по Средней Азии, в том числе водя «караваны верблюдов».

Интересный факт биографии М. Волошина — его вступление в масоны.

В апреле 1906 года поэт женится на художнице М. В. Сабашниковой и поселяется с ней в Санкт-Петербурге. В 1907 г. принимает решение переехать в Коктебель, где создаёт цикл «Киммерийские сумерки». В этом цикле и цикле «Киммерийская весна» поэт обращается к греческой и славянской мифологии, Античности. Коктебельские стихи М. Волошина гармонично сочетаются с изысканными акварельными пейзажами поэта, которые многие критики называют своеобразным дневником.

22 ноября 1909 г. между М. Волошиным и Н. Гумилёвым состоялась дуэль на Чёрной речке. Причиной дуэли была поэтесса Елизавета Дмитриева, с которой М. Волошин сочинил весьма успешную литературную мистификацию — Черубину де Габриак. После этой дуэли Елизавета Дмитриева перестала печататься, хотя успех её был головокружительным.

В начале века Волошин сблизился с поэтами-символистами и художниками из объединения «Мир искусства» в Санкт-Петербурге. И у же в 1910 г. издал первый сборник «Стихотворения. 1900 - 1910». В сборнике он показал себя уже зрелым мастером.

Летом 1914 года В Швейцарии вместе с единомышленниками более чем из 70 стран принимает участие в строительстве культурного центра основанного Р. Штейнером антропософского общества, который сгорел в ночь с 31 декабря 1922 года по 1 января 1923 года.

М. Волошин отказывается от военной службы в годы Первой мировой войны, поскольку считает это бессмысленной «кровавой бойней». А после революции окончательно перебирается в Коктебель. Здесь он пишет акварелью, и написанные там картины, по мнению, критиков, представляют собой «Коктебельскую сюиту».

В 1924 г. Наркомпрос даёт М. Волошину разрешение сделать из своего дома в Коктебеле бесплатный дом творчества, который позже станет Домом творчества Литфонда СССР. 9 марта 1927 года М. Волошин женится во второй раз — на М. С. Заболоцкой, которая после смерти мужа сумела сохранить его творческое наследие и сам «Дом поэта».

Волошин скончался 11 августа 1932 г. в Коктебеле после второго инсульта.

По материалам http://citaty.su/kratkaya-biografiya-maksimiliana-voloshina
и https://ru.wikipedia.org/wiki/Волошин,_Максимилиан_Александрович 

30 октября 2015 г.

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869 - 1945). Краткая биографическая справка


 

Русская писательница, беллетрист, драматург, один из основателей символизма. Писала под псевдонимом Антон Крайний. Жена Дмитрия Мережковского, русского писателя Серебряного века.

Родилась 8 (20) ноября в городе Белёве Тульской губернии в семье выходца из старинной немецкой колонии в Москве.

Когда умер отец (1882 год), его вдова с детьми переехала в Москву. Здесь Зинаида Гиппиус поступила в гимназию, в которой с интересом училась и занималась. Однако из-за болезни (у девочки обнаружили туберкулёз), гимназию пришлось оставить. А в 1885 году вся семья переехала в Тифлис.

В 1889 в Боржоми Зинаида Гиппиус познакомилась с Дмитрием Мережковским и вышла за него замуж. К тому времени Дмитрий Мережковский был молодой, но довольно известный поэт. С ним она прожила 52 года, и за всё это время муж и жена Мережковские никогда не разлучались.

Так случилось, что дом Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского в Петербурге превратился в центр русской духовной жизни начала XX столетия. Здесь бывали А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. По сути, эта семейная пара повлияла очень серьёзно на развитие русской культуры, потому что стояла у истоков символизма.

В Петербурге Зинаида Гиппиус вела очень активную литературную жизнь. С 1902 по 1912 издаёт 6 книг рассказов, 3 романа, 2 сборника стихотворений. Ещё в 1899 году Гиппиус сближается с редакцией питерского журнала «Мир искусства», где печатаются ее стихотворения и статьи.

В своих стихотворениях Зинаида Гиппиус борется с тленом жизни, страхом небытия и разлуки. В ее произведениях звучат мотивы тоски по другому миру, вера в божественную природу любви и понимание того, что «сущность любви есть ведение и видение Бога».

В годы революции 1905-1907 гг. деятельность Зинаиды Гиппиус была связана с журналом «Новый путь». В 1908 г. Дмитрий Мережковский предложил жене на 2-3 года уехать за границу. Они обосновались во Франции, в Париже, где собирали так называемые «субботы», на которые собирались старые друзья-писатели, эмигранты. Мережковские в эти парижские годы напряжённо работали. Связи с русскими газетами и журналами не прерывались, и в России по-прежнему продолжали выходить их книги.

В 1908 году супружеская чета вернулась в Россию. Октябрьскую революцию встретила враждебно и даже порвала со всеми, кто поддерживал большевиков, в том числе с А. Блоком и А. Белым. В 1919 году Гиппиус уезжает из Петрограда и около Гомеля тайно переходит русско-польскую границу.

С 1920 г. Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский живут в Париже. По воскресеньям принимают у себя представителей русского зарубежья. С 1925 года начинаются вечера «Зеленой лампы», где выступают с докладами на религиозно-философские и литературные темы. Заседания «Зеленой лампы» продолжались вплоть до Второй мировой войны. Их называют настоящей эпохой в жизни русского Парижа.

Умерла в Париже.

По материалам http://citaty.su/kratkaya-biografiya-zinaidy-gippius
и https://ru.wikipedia.org/wiki/Гиппиус,_Зинаида_Николаевна

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 - 1942). Краткая биографическая справка


  

Известный поэт-символист Серебряного века, переводчик, автор более 35 поэтических сборников и 20 книг прозы. Родился 15 июня 1867 года во Владимирской губернии (село Гумнищи).

Отец был судьёй, позже — главой в земской управе. Когда старшие дети пошли в школу, вся семья переехала в Шую, небольшой, город, где Константин пошёл в гимназию. Удивительным образом он сочетал в себе жуткую нелюбовь к учёбе со страстью к чтению.

На развитие интереса к литературе большое влияние оказала мама Константина. В 10 лет мальчик написал свои первые стихи, но потом до 16 лет не брал в руки перо: мама не оценила первый поэтический опыт своего сына и раскритиковала его.

За революционные настроения его скоро исключили из гимназии. Учёбу он продолжил уже во Владимире до 1886 года. В этом же, 1886 году, поступил в Московский университет на юриста. Но за участие в студенческих беспорядках вскоре был исключён из него.

Юношество — благодатное время для развития творчества. К. Бальмонт вновь начинает писать стихи. Первые были напечатаны в 1885 году в журнале «Живописное обозрение», который издавался в Петербурге. А в 1890 году поэт издал «Сборник стихотворений». Но читатели приняли его холодно, и К. Бальмонт уничтожил почти весь тираж. Тогда же Бальмонт начал заниматься переводами.

В 1890 году его финансовое положение оказалось весьма плачевным. К провалившемуся сборнику добавился и первый неудачный брак с дочерью ярославского купца Ларисой Михайловной Гарелиной. Это толкнуло К. Бальмонта на отчаянный шаг: пытаясь покончить жизнь самоубийством, он выбросился их окна. Серьезные травмы заставили его почти год пролежать в постели.

Зато этот год дал возможность взяться за перо и полностью отдаться творчеству, многое переосмыслив в нём. В это время он запоем читает книги и изучает разные языки. Сам К. Бальмонт писал о том периоде своей жизни: «…душа моя стала вольной, как ветер в поле, никто уже более не был над нею властен, кроме творческой мечты, а творчество расцвело буйным цветом…»

Отправной точкой творчества поэта принято считать его сборник 1894 года «Под северным небом». А вышедший через год сборник «В безбрежности» и сборник 1989 года «Тишина» показал читателям, что может сотворить со словом поэт, любящий музыку. А сборник «Тишина» был признан на то время критиками литературы лучшим сборником поэта. К. Бальмонт активно печатается в издательстве символистов «Скорпион», в модернистском журнале «Весы».

В 1896 году он женится второй раз и уезжает в Европу. Много путешествует. И даже читает лекции о русской поэзии в Оксфордском университете в 1897 году.

Центральное место в творческой биографии К. Бальмонта занимает сборник 1900 года «Горящие здания», который создавался в имении Поляковых «Баньки». Сборник сделал поэта знаменитым в России и заставил говорить о его авторе как об одном из лидеров русского символизма. Сборник «Будем как солнце» 1902 года разошелся в течение полугода тиражом 1 800 книг. Это был грандиозный успех!

В 1905-1907 гг. К. Бальмонт принимал активное участие в революции. Еще до этого в 1901 г. он принял участие в антиправительственной акции и читал перед студентами стихи фривольного содержания, за что был выслан из Санкт-Петербурга и на 3 года лишился права проживать в крупных университетских городах России.

Очередной конфликт с властью закончился первой политической эмиграцией поэта. Он прожил в Париже с 1906 по 1913 гг. В 1914 г. он возвращается на родину, в Грузии переводит на русский язык поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». И в 1915 году приезжает в Москву и ездит с лекциями по стране.

С одной стороны, они принимает революцию 1917 году, ощущая в душе себя революционером. С другой стороны, он чувствует, что не находит себе места здесь. И в 1920 году, 25 мая, отправляется со своей третьей женой и дочерью за границу якобы в командировку, где обосновался в Париже.

В Россию поэт больше не возвращался. В Париже К. Бальмонт опубликовал еще 6 сборников своих стихов, а в 1923 году — автобиографические книги «Под новым серпом» и «Воздушный путь». Тоска по России, постоянные финансовые проблемы не давали жить спокойно. Вскоре у Бальмонта было обнаружено серьезное психическое заболевание.

Умер Константин Бальмонт от воспаления легких в приюте «Русский дом» (Нуази-ле-Гран, недалеко от Парижа) 23 декабря 1942 года в Бальмонт.

Похоронили Константина Бальмонта на местном католическом кладбище, под надгробной плитой из серого камня с надписью на французском языке: «Constantin Balmont, poète russe».

По материалам http://citaty.su/kratkaya-biografiya-konstantina-balmonta
и https://ru.wikipedia.org/wiki/Бальмонт,_Константин_Дмитриевич 

29 августа 2015 г.

Анна Андреевна Ахматова (1889 - 1966). Краткая биографическая справка


Настоящая фамилия известной русской поэтессы, переводчицы и литературоведа Анны Андреевны Ахматовой — Горенко. Она родилась в семье морского инженера-механика, под Одессой, который, ко всему прочему, был еще и потомственным дворянином.

Мать Анны Ахматовой была дальней родственницей первой русской поэтессы Анны Буниной. Своим предком по материнской линии Ахматова считала ордынского хана Ахмата, от имени которого впоследствии и образовала свой псевдоним.

Семья Горенко, когда девочек было годик с небольшим, переехала в Царское Село, где Анна прожила 16 лет. Там она поступила в Мариинскую гимназию. В 1907 г. окончила гимназию в Киеве. После чего посещала высшие историко-литературные курсы Раева в Петербурге.  

Вообще в Петербурге прошла вся жизнь Анны Ахматовой. Она обожала этот город. Особенно ценила она места, связанные с именем Александра Сергеевича Пушкина. Печататься поэтесса стала 1907 г. и поначалу примыкала к акмеистам.

В 1910 году она вышла замуж за Николая Гумилева. В браке родился сын Лев, который впоследствии стал известным историком, философом, культурологом. Первый сборник стихотворений Анны Андреевны Ахматовой увидел свет в 1912 году (сборник «Вечер»).

В 1914 вышел ее знаменитый сборник «Чётки». Затем были сборники «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini MCMXXI». Эти сборники принесли Анне Ахматовой всероссийскую известность. Анна Ахматова не могла до конца принять послереволюционную Россию, но в эмиграцию не уехала. Настолько была сильна ее любовь к родине.

Многое пришлось пережить Анне Андреевны. Первый муж Николай Гумилев был арестован как бывший белогвардейский офицер и расстрелян. Сын Лев более 10 лет провел в сталинских лагерях. Именно этим переживаниям посвящена поэма «Реквием».

Сама Ахматова подвергалась нападкам со стороны Жданова, главного идеолога страны. Ее исключили из Союза писателей. Долгое время она писала в стол, занималась переводами. Максим Горький старался поддерживать поэтессу, как мог.

В годы Великой Отечественной войны жила в эмиграции в Ташкенте, куда попала из блокадного Ленинграда. В 1965 году поэтессе присвоено звание почётного доктора Оксфордского университета.

Умерла Анна Андреевна в Домодедово (под Москвой) 5 марта 1966 года.

По материалам http://citaty.su/biografiya-anny-axmatovoj
и https://ru.wikipedia.org/wiki/Ахматова,_Анна_Андреевна 

28 августа 2015 г.

Учебные материалы по творчеству Анны Ахматовой


Программа Дмитрия Воденникова. Поэтический минимум. Анна Ахматова




Источник: https://www.youtube.com/watch?v=GFJ_NWs6jm0


Елена Пастернак. Жизнь и творчество Анны Ахматовой




Источник: https://www.youtube.com/watch?v=udTjUIiCLf8


Проверь себя и свои знания по теме





Источник: https://learningapps.org/watch?v=pbkfzp19c01

18 августа 2015 г.

Актёрское исполнение стихотворений Анны Ахматовой


Алиса Фрейндлих. "Я не любви твоей прошу..."

(Источник: https://goo-gl.ru/4GIg) 


Сергей Безруков. "А ты думал, я тоже такая..."

(Источник: https://goo-gl.ru/4GIi)



Алла Демидова. "Есть три эпохи воспоминаний..."

(Источник: https://goo-gl.ru/4GIj)



Елена Камбурова. "Реквием..."

(Источник: https://goo-gl.ru/4GIf)



Елена Камбурова. "Песня последней встречи..."

(Источник: https://goo-gl.ru/4GIk)



Елена Камбурова. "Приходи на меня посмотреть..."

(Источник: https://goo-gl.ru/4GIm)



Инна Николаева. "Я и плакала и каялась..."

(Источник: https://goo-gl.ru/4GIr)



Валентина Талызина, Андрей Мягков. "С любимыми не расставайтесь..."

(Источник: https://goo-gl.ru/4GIt)


17 августа 2015 г.

Стихотворения Анны Андреевны Ахматовой (1889 - 1966)

 


        ЛЮБОВЬ


То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

        В ЦАРСКОМ СЕЛЕ


                               1


По аллее проводят лошадок,
Длинны волны расчесанных грив.
О пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив.

Странно вспомнить! Душа тосковала,
Задыхалась в предсмертном бреду,
А теперь я игрушечной стала,
Как мой розовый друг какаду.

Грудь предчувствием боли не сжата,
Если хочешь – в глаза погляди,
Не люблю только час пред закатом,
Ветер с моря и слово «уйди». 

                                 2


…А там мой мраморный двойник,
Поверженный под старым кленом,
Озерным водам отдал лик,
Внимает шорохам зеленым.

И моют светлые дожди
Его запекшуюся рану…
Холодный, белый, подожди,
Я тоже мраморною стану. 

                               3


Смуглый отрок бродил по аллеям
У озерных глухих берегов.
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
                           

        «И мальчик, что играет на волынке…»


И мальчик, что играет на волынке,
И девочка, что свой плетет венок,
И две в лесу скрестившихся тропинки,
И в дальнем поле дальний огонек, –

Я вижу все. Я все запоминаю,
Любовно-кротко в сердце берегу,
Лишь одного я никогда не знаю
И даже вспомнить больше не могу.

Я не прошу ни мудрости, ни силы,
О только дайте греться у огня.
Мне холодно! Крылатый иль бескрылый,
Веселый бог не посетит меня.
                         

      «Любовь покоряет обманно…»


Любовь покоряет обманно
Напевом простым, неискусным.
Еще так недавно-странно
Ты не был седым и грустным.

И когда она улыбалась
В садах твоих, в доме, в поле,
Повсюду тебе казалось,
Что вольный ты и на воле.

Был светел ты, взятый ею
И пивший ее отравы.
Ведь звезды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы.
Осенние травы. 

       «Сжала руки под темной вуалью…»


Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»…
– Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот,
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

      «Память о солнце в сердце слабеет…»


Память о солнце в сердце слабеет,
Желтей трава,
Ветер снежинками ранними веет
Едва-едва.

Ива на небе пустом распластала
Веер сквозной.
Может быть, лучше, что я не стала
Вашей женой.

Память о солнце в сердце слабеет,
Что это? Тьма?
Может быть! За ночь прийти успеет
Зима.

      «Высоко в небе облачко серело…»


Высоко в небе облачко серело,
Как беличья расстеленная шкурка.
Он мне сказал: «Не жаль, что ваше тело
Растает в марте, хрупкая Снегурка!»

В пушистой муфте руки холодели.
Мне стало страшно, стало как-то смутно.
О как вернуть вас, быстрые недели
Его любви, воздушной и минутной!

Я не хочу ни горечи, ни мщенья,
Пускай умру с последней белой вьюгой,
О нем гадала я в канун Крещенья.
Я в январе была его подругой.

        «Дверь полуоткрыта…»


Дверь полуоткрыта,
Веют липы сладко…
На столе забыты
Хлыстик и перчатка.

Круг от лампы желтый…
Шорохам внимаю.
Отчего ушел ты?
Я не понимаю…

Радостно и ясно
Завтра будет утро.
Эта жизнь прекрасна,
Сердце, будь же мудро.

Ты совсем устало,
Бьешься тише, глуше…
Знаешь, я читала,
Что бессмертны души.

        «…Хочешь знать, как все это было?…»


…Хочешь знать, как все это было? –
Три в столовой пробило,
И прощаясь, держась за перила,

Она словно с трудом говорила:
«Это все, ах нет, я забыла,
Я люблю Вас, я Вас любила
Еще тогда!» «Да?!»

       ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ


Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки,
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,
Переменчивой злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

       «Как соломинкой, пьешь мою душу…»


Как соломинкой, пьешь мою душу.
Знаю, вкус ее горек и хмелен,
Но я пытку мольбой не нарушу,
О, покой мой многонеделен.

Когда кончишь, скажи. Не печально,
Что души моей нет на свете,
Я пойду дорогой недальней
Посмотреть, как играют дети.

На кустах зацветает крыжовник,
И везут кирпичи за оградой.
Кто ты: брат мой или любовник,
Я не помню, и помнить не надо.

Как светло здесь и как бесприютно,
Отдыхает усталое тело…
А прохожие думают смутно:
Верно, только вчера овдовела.

       «Я сошла с ума, о мальчик странный…»


Я сошла с ума, о мальчик странный,
В среду, в три часа!
Уколола палец безымянный
Мне звенящая оса.

Я ее нечаянно прижала,
И казалось, умерла она,
Но конец отравленного жала
Был острей веретена.

О тебе ли я заплачу, странном,
Улыбнется ль мне твое лицо?
Посмотри! На пальце безымянном
Так красиво гладкое кольцо.

        «Мне больше ног моих не надо…»


Мне больше ног моих не надо,
Пусть превратятся в рыбий хвост!
Плыву, и радостна прохлада,
Белеет тускло дальний мост.

Не надо мне души покорной,
Пусть станет дымом, легок дым,
Взлетев над набережной пеной,
Он будет нежно-голубым.

Смотри, как глубоко ныряю,
Держусь за водоросль рукой,
Ничьих я слов не повторяю
И не пленюсь ничьей тоской…

А ты, мой дальний, неужели
Стал бледен и печально-нем?
Что слышу? Целых три недели
Все шепчешь: «Бедная, зачем?!»

        «Мне с тобою пьяным весело…»


Мне с тобою пьяным весело–
Смысла нет в твоих рассказах.
Осень ранняя развесила
Флаги желтые на вязах.

Оба мы в страну обманную
Забрели и горько каемся,
Но зачем улыбкой странною
И застывшей улыбаемся?

Мы хотели муки жалящей
Вместо счастья безмятежного…
Не покину я товарища,
И беспутного, и нежного.

       «Муж хлестал меня узорчатым…»


Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнем.
Для тебя в окошке створчатом
Я всю ночь сижу с огнем.

Рассветает. И над кузницей
Подымается дымок.
Ах, со мной, печальной узницей,
Ты опять побыть не мог.

Для тебя я долю хмурую,
Долю-муку приняла.
Или любишь белокурую,
Или рыжая мила?

Как мне скрыть вас, стоны звонкие!
В сердце темный душный хмель;
А лучи ложатся тонкие
На несмятую постель.

        «Сердце к сердцу не приковано…»


Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь – уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.

Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать!
Не целуй меня, усталую, –
Смерть придет поцеловать.

Дни томлений острых прожиты
Вместе с белою зимой…
Отчего же, отчего же ты
Лучше, чем избранник мой.

        «Я пришла сюда, бездельница…»


Я пришла сюда, бездельница,
Все равно мне, где скучать!
На пригорке дремлет мельница.
Годы можно здесь молчать.

Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела,
У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла.

Затянулся ржавой тиною
Пруд широкий, обмелел.
Над трепещущей осиною
Легкий месяц заблестел.

Замечаю все как новое,
Влажно пахнут тополя.
Я молчу. Молчу, готовая
Снова стать тобой, земля.
          

        БЕЛОЙ НОЧЬЮ


Ах, дверь не запирала я,
Не зажигала свеч,
Не знаешь, как, усталая,
Я не решалась лечь.

Смотреть, как гаснут полосы
В закатном мраке хвой,
Пьянея звуком голоса,
Похожего на твой.

И знать, что все потеряно,
Что жизнь – проклятый ад!
О, я была уверена,
Что ты придешь назад.

        МУЗЕ


Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.

Муза! ты видишь, как счастливы все –
Девушки, женщины, вдовы.
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.

Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.

Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать, как целуют другую.

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
«Взор твой не ясен, не ярок…»
Тихо отвечу: «Она отняла
Божий подарок».
                                              

        ВЕЧЕРНЯЯ КОМНАТА


Я говорю сейчас словами теми,
Что только раз рождаются в душе.
Жужжит пчела на белой хризантеме,
Так душно пахнет старое саше.

И комната, где окна слишком узки,
Хранит любовь и помнит старину,
А над кроватью надпись по-французски
Гласит: «Seigneur, ayez piti de nous».

Ты сказки давней горестных заметок,
Душа моя, не тронь и не ищи…
Смотрю, блестящих севрских статуэток
Померкли глянцевитые плащи.

Последний луч, и желтый и тяжелый,
Застыл в букете ярких георгин,
И, как во сне, я слышу звук виолы
И редкие аккорды клавесин.

        СЕРОГЛАЗЫЙ КОРОЛЬ


Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».

Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:
«Нет на земле твоего короля…»

        НАДПИСЬ НА НЕОКОНЧЕННОМ ПОРТРЕТЕ


О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна.
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.

Взлетевших рук излом больной,
В глазах улыбка исступленья.
Я не могла бы стать иной
Пред горьким часом наслажденья.

Он так хотел, он так велел
Словами мертвыми и злыми.
Мой рот тревожно заалел,
И щеки стали снеговыми.

И нет греха в его вине,
Ушел, глядит в глаза другие,
Но ничего не снится мне
В моей предсмертной летаргии.

        САД


Он весь сверкает и хрустит,
Обледенелый сад.
Ушедший от меня грустит,
Но нет пути назад.

И солнце, бледный тусклый лик –
Лишь круглое окно;
Я тайно знаю, чей двойник
Приник к нему давно.

Здесь мой покой на веки взят
Предчувствием беды,
Сквозь тонкий лед еще сквозят
Вчерашние следы.

Склонился тусклый мертвый лик
К немому сну полей,
И замирает острый крик
Отсталых журавлей.
                                 

Источник: http://modernlib.net/books/ahmatova_anna_andreevna/stihov_moih_belaya_staya/read




1 августа 2015 г.

Феномен и загадка начала ХХ века

Русскую литературу начала ХХ века принято называть литературой Серебряного века. Это настоящий феномен, заслуживающий особого внимания. Литература этого периода отличается необычайным разнообразием стилей, особой философичностью, постоянным поиском новых идей и форм для воплощения этих идей, смелыми экспериментами.

Александр Блок, Марина Цветаева, Николай Гумилёв, Борис Пастернак, Игорь-Северянин, Осип Мандельштам, Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Сергей Есенин, Владимир Маяковский... Каждый поэт неповторим и уникален. В каждом — своя изюминка. Каждого нужно понять.

Литература Серебряного века в школе, с одной стороны, вызывает у учащихся живой интерес. Прежде всего — новизной, свежестью и необычностью. Молодое поколение, готовое критиковать всё, что видит вокруг, принимает на ура словесный протест Владимира Маяковского и метания Марины Цветаевой, полусказочный, экзотический мир Николая Гумилёва и порой трудную для понимания метафоричность Бориса Пастернака.

С другой стороны, эта литература вызывает много вопросов. Даже у самих педагогов. То, что нужно понимать, не всегда хочется читать и не всегда легко объяснять. 


Как сделать литературу Серебряного века более понятной и близкой?


Необходимо задействовать разные органы чувств, включить воображение, погрузиться в мир, полный тайн и загадок. А для этого — иметь под рукой весь необходимый материал: тексты, фотографии, документальные фильмы, аудио- и видеозаписи.

Вот для чего, собственно, и создавался этот блог.

Мы предлагаем вашему вниманию что-то вроде небольшой виртуальной энциклопедии Серебряного века для учителей и учащихся. Здесь вы найдете и тексты стихотворений поэтов Серебряного века, и краткие биографические сведения о поэтах этой эпохи. 

Кроме того, в блоге есть небольшая аудиотека, в которой размещены романсы на стихотворения поэтов Серебряного века и даже некоторые стихотворения в авторском исполнении. Фото- и видеоматериалы, а также учебные разработки можно использовать на уроках русской литературы и при подготовке внеклассных мероприятий.

Мы старались систематизировать материал, чтобы сделать вашу работу с блогом максимально удобной и быстрой. Заметим, что мы не претендуем на всестороннее освещение вопроса. Но, надеемся, вы получите полезную информацию, которая вам действительно пригодится.

Приятной вам работы и высоких отметок!